Голос Нью-Йорка — Аллан Харрис

21.05.2015


Голос Нью-Йорка — Аллан Харрис


Великолепный баритон, тонко прочувствованное исполнение и гитара «Гибсон» — это Аллан Харрис (Allan Harris) из Нью-Йорка, который 4 июля на фестивале Rīgas Ritmi вместе с биг-бендом Латвийского радио исполнит программу песен, посвященную Нэту Кинг Коулу (Nat King Cole).

Что ждет публику на концерте, а также на мастер-классах музыканта в Риге, читайте в интервью с Алланом Харрисом:

 

Можно ли сказать, что твой новый музыкальный проект, над которым ты сейчас работаешь, посвящен весне в Нью-Йорке?

 

Я работаю над музыкальным проектом, посвященным Бобу Дилану (Bob Dylan),

будут несколько концертов в WBGO “Smoke” (популярный джаз-клуб в Нью-Йорке)... Можно назвать это проектом о весне, почему бы нет!

 

В каком стиле будут эти концерты — больше джаз или рок?

 

Это все джаз. Будет также программа с песнями из моего нового CD “Black Bar Jukebox”. Затем я оправлюсь в Питтсбург, чтобы выступить в турне, посвященном творчеству Билли Стрейхорна (Billy Strayhorn), уже покинувшего нас американского джазового композитора, пианиста, автора песен и аранжировщика. Выступлю вместе с Эриком Ридом (Eric Reed) за фортепиано и с квартетом. Затем начну небольшой тур по Европе со своей новой программой.

 

Мои поздравления с новым альбомом! Он великолепно отражает атмосферу джазовых баров Гарлема. А в Риге ты исполнишь программу, посвященную Нэту Кинг Коулу вместе с Биг-бендом.

 

Да, я очень рад! Это будет великолепный концерт. Невозможно промахнуться с Нэтом Кинг Коулом, не правда ли? Каждый знает его песни, которые я исполню.

 

Какие твои самые любимые песни?

 

О, мой бог! “Walkin’ My Baby Back Home”… Их так много! У него было так много замечательных песен, что трудно выбрать, на какой остановиться. Дай мне подумать, что мы с ребятами исполним. “A Blossom Fell”, “Unforgettable”, “(I Love You) For Sentimental Reasons”, “I Wish You Love”, “Mona Lisa”, “Nature Boy”, “It’s

Only a Paper Moon”. “Pretend you’re happy when you’re blue…” (поет). Эти —  “Pretend”, “Stardust”, “Too Young”. Или вот эту: “They try to tell us we’re too

young…” (опять поет). Море его хитов!

 

Когда ты поешь песни Нэта Кинг Коула, то чувствуешь, что эти песни вместе с тобой всю жизнь, и это не просто новая программа, которую ты стараешься исполнить как можно лучше?

 

Хороший вопрос! Это песни, с которыми я рос с детских лет, моя семья, моя тетя всегда их включали. Я действительно вырос под эти песни. Петь их для меня совершенно естественно, потому что я больше всего люблю его голос. Мне нравится оркестровка. Он был невероятным джазовым пианистом, поэтому я хочу, чтобы эту программу мои музыканты за фортепиано играли с любовью.

 

Когда ты поешь песни Нэта, то кажется, что это самый естественный, органичный способ выражения эмоций.

 

Именно так! Хорошо сказано. Я стараюсь строго придерживаться его аранжировки. Но некоторым песням стремлюсь добавить мое собственное звучание, добавить, как ты говоришь, ощущение органичности. И еще эти произведения замечательны тем, что они известны каждому, и потому я могу позволить себе некоторые вольности и не потерять аудиторию.

 

Но есть джазовые музыканты, которые говорят, что исполнять стандарты трудно, ведь каждый знает, как они якобы должны правильно звучать. И когда ты пытаешься исполнить иначе, это может и не сработать.

 

Это правда. Потому выступать надо вместе с замечательными ребятами и придерживаться мелодии. И добавлять собственное звучание. На мой взгляд, нельзя уходить слишком далеко от оригинала, песня должна быть узнаваема. Вот почему ты исполняешь Нэта Кинг Коула. Я исполню другую версию песни “Nature Boy”, в которой позволю себе немножко импровизировать. Добавлю ей чуть-чуть бопа и свинга.

 

Хороший пример “My Funky Valentine” (ссылка на новую версию Аллана стандарта “My Funky Valentine”). Становится понятно, как обходиться со стандартом.

 

Это мне нравится —  “My Funky Valentine”! Использую в будущем. Хороший способ, как обходиться со стандартом, потому что эту песню исполняли так много людей. И тебе надо добавить нечто свое. Ведь скучно исполнять так, как это делали уже тысячу и тысячу раз.

 

И все же люди по-прежнему так делают, ты тоже исполнишь программу, посвященную Нэту Кинг Коулу. Это дань уважения великолепным песням и великолепным артистам или надежный метод выражения собственных эмоций в известных песнях?

 

И то, и другое вместе. С одной стороны, мне нравится так проявлять уважение к Нэту Кинг Коулу, потому что наши голоса схожи и одинаково насыщенны. С другой стороны, все зависит от группы. Я буду в Риге за несколько дней до концерта. Вместе хорошо проведем время и поймем, где можем позволить себе некоторые вольности. В середине концерта я также исполню несколько песен с квартетом. И с ним я непременно поимпровизирую. С басистом, барабанщиком и пианистом. В некоторые мелодии мы добавим немного фанка.

 

Рецензенты отмечают твою сценическую харизму, умение общаться с аудиторией. Ты этому специально учился?

 

Многое появляется, когда чувствуешь себя комфортно с исполняемым материалом и приглашаешь слушателей в свое повествование. Но должен сказать, что нельзя переигрывать, тогда люди подумают, что все это искусственно. Я хочу, чтобы они поняли — в эти песни я вкладываю свое сердце. И рассказываю историю, которую они могут взять с собой. С новыми мыслями об этих песнях и вспоминая о том, как я их пою. Поэтому на сцене я стараюсь по возможности сместить акценты с себя на слушателей, приглашая их стать частью моего рассказа.

 

Ты также написал “The Survival Handbook for the Performing Vocalist” («Настольная книга выживания для певца на сцене»).

 

Да. Я ее теперь переписываю. И в этом мне помогает жена, которая также мой менеджер. Делаю книгу более актуальной, потому что есть много вещей, которые я хотел бы добавить. Книга основана на моем опыте вокалиста, на восхищении и преклонении перед великими, такими, как Тони Беннет (Tony Benett) и равными ему по масштабу. Они меня научили вещам, которые я использую на сцене. И я стремлюсь это передать дальше молодым вокалистам.

 

Какие главные пункты из того, что ты хочешь передать дальше? Легко сказать молодому вокалисту — не будь искусственным, веди себя на сцене естественно. Но ведь когда ты в первый раз поднимаешься на сцену, ты очень испуган!

 

Одна вещь, которую я говорю каждому вокалисту: если ты собираешься петь песню, выдерживай мелодию. Убедись, что аудитория тебя понимает. Это хорошо иногда допускать вольности, если исполняешь мелодию, справляйся до конца с песней. Но если ты исполняешь американский песенник, по которому начинает учиться значительная часть джазовых вокалистов, тебе надо понимать, что большинство джазовой аудитории знает эти песни, все слышали, как их поют Пегги Ли, Нэт Коул и Фрэнк Синатра. Они слышали лучших, поэтому не старайся произвести впечатление на аудиторию. Они хотят пережить сильные эмоции. И способ, как их тронуть и зацепить — это понять текст и мелодию до того, как ты начинаешь импровизировать.

 

Главный пункт — петь песню хорошо и правильно, и тогда можешь позволить некоторые вольности.

 

Именно так! Ты должен к ней прикоснуться и найти свой подход, но чтобы этому научиться, нужно время. Многим молодым вокалистам не хватает внутреннего драйва, чтобы это сделать. То есть они могут копировать, но еще не нашли собственный голос, поэтому им надо постоянно петь и понимать, что именно написали великие авторы песен. И надо держаться их шаблона.

 

В Риге ты также проведешь мастер-классы. Какие здесь будут главные пункты?

 

Я их напугаю! Нет, я шучу. Что я сказал только что? Если серьезно, то главным пунктом будет следующее: послушать пение какого-нибудь вокалиста, выбрать его. Всегда найдутся два или три вокалиста, особенно среди молодых, которые хотят поднять руку и проявить себя. Тогда я их выберу. Выберу песню, которую они хотят петь, и мы немножко ее послушаем. Я не буду их критиковать, но покажу правильное направление, покажу различные вещи, которые нужно сделать. Надеюсь, мне удастся это до них донести. Конечно, будут и такие вокалисты, которые думают, что все знают. Будет весело, мне это нравится. Я не хочу их обидеть, собираюсь показать им несколько примеров — как можно преподнести песню, чтобы завладеть аудиторией.

 

Ты учишь студентов искусству вокала, а не игре на гитаре, или все же гитара присутствует?

 

Все зависит от обстоятельств. Я пытаюсь им показать, как ты можешь сам себя сопровождать, если нет никого, кто мог бы это сделать. Важно учиться также сотрудничеству на сцене, это помогает тебе вести свой рассказ. Если они готовы все время поверх того, что ты делаешь, исполнять только соло, то это уже мешанина. У тебя должен быть тот, кто понимает, что ты хочешь сказать. Но перед тем, как выбрать такого, тебе самому сперва надо понять, что ты хочешь сказать. Тогда те, кто рядом с тобой на сцене, или не путаются у тебя под ногами, или становятся твоими партнерами.

 

Что касается гитары — время от времени ты также тестируешь новые гитары «Гибсон».

 

О, да! Я музыкант гитары «Гибсон». И «Гибсон» мне время от времени дает гитары. Я могу выбрать гитару и взять ее на выступление, у меня есть свои любимые. Некоторые мне очень нравятся. Я с ними сроднился, но также, как любой другой гитарист или инструменталист, всегда ищу тот самый любимый инструмент, который никогда нельзя найти.

 

А если хочешь играть на другой гитаре, контракт этого не позволяет?

 

Позволяет. Я играю также на других гитарах. Я люблю «Стратокастеры», я люблю «Фендеры». Люблю «Тейлоры». Некоторые из них у меня есть. «Гибсоны» не обижаются, но дают понять — если ты отправляешься на большое мероприятие и тебя снимут на камеры, пожалуйста, захвати гитару «Гибсон»... И я стараюсь это делать.

 

А при работе в студии гитары «Гибсон» тоже должны быть на первом плане?

 

Нууу.... Это зависит от песни, да? Каждый гитарист чувствует вкус песни. Ритм-энд-блюз и фанк импровизацию я мог бы играть на гитаре «Фендер Стратокастер». Но в основном для ритм-энд-блюза выбираю «Лес Паул» (гитара «Гибсон»). Хотя мне нравится свободное звучание «Фендер». Если играешь фанк, то «Фендер» это то, что надо.

 

Правда ли, что твоя следующая запись будет посвящена Гарлему, но в стиле реггей?

 

Ну это еще висит в воздухе. Я стараюсь держаться своих корней, потому что вырос в этом районе в 60-70е годы. Запись станет продолжением “Black Bar Jukebox”. Немного расширю это ощущение. Я хочу сказать, что постараюсь исполнить чуть больше оригинального материала. Будет больше гитары и немного фанка. Но я останусь у своих корней, у, как я это называю, псевдостандартов, потому что не хочу слишком отдалиться от своих джазовых корней. Я мог бы добавить немного реггей, у меня есть несколько песен, близких стилю музыки Карибов. Это все не будет реггей, но станет сочетанием многих музыкальных стилей островов Тринидада и Ямайки. Островная музыка подчиняется ритмам фанка. Я постараюсь не красть из нее, а позаимствовать некоторые образцы для песен своего будущего альбома.

 

Есть хорошая вещь, которую можно сказать молодому музыканту: путешествуй, пока молод. Потому что в твоем стиле можно почувствовать, как соединяются фанк и ритм-энд-блюз Гарлема с годами, проведенными на Майами, когда ты много играл с латиноамериканскими музыкантами. Это потом формирует твой стиль.

 

Это одна из важнейших вещей для исполнения музыки! Пока молод, ты подыгрываешь на сцене. И путешествуй, что очень важно. Конечно, есть и сопутствующие эффекты, становишься гражданином мира, но можешь играть вместе с самыми разными людьми, которые приносят в музыку свою культуру. А ты должен впитывать ее как губка. Хорошо, если ты знаешь основы джаза, потому что это дает уверенность. Но важно путешествовать и искать новых приключений с разными музыкантами. Это одна из великолепнейших особенностей музыки — отсутствие границ. Нет закона, диктующего играть только в одном стиле. И так ты растешь.

 

Еще одна грань твоей карьеры — издание музыки. Это еще одна вещь, которую можно сказать молодому музыканту: ты можешь быть не только музыкантом, как это было в прежние времена, в наши дни лучше быть также издателем!

 

Да, мир меняется. Представь себе великих джазовых музыкантов пришлого с выходом в интернет! Раньше ты мог полагаться только на своего менеджера и жалость компании звукозаписи. А компания звукозаписи не хотела делиться секретами с артистом, потому что она так зарабатывала деньги. Теперь молодые создают фильмы, записи, свои компании, все делают из своих спален, используя “ProTools” и “MacBook”. Это невероятно. Возможности музыкальной индустрии очень широки. Но я все же возражу — все равно надо путешествовать, ничего нет более естественного и прекрасного, чем сесть с кем-то играть музыку. Компьютер и интернет тебе этого не дают.

 

Твой лейбл — “Love Productions Records” — выпускает также альбомы современных музыкантов?

 

Да, кое-что вышло. Выпустили альбом “Unbound” голландской певицы Роми (Romy), которая немного похожа по звучанию на Джонни Митчел (Joni Mitchell). Я продюсировал эту запись. Альбом ушел хорошо, Роми становится популярной. Мы издали несколько моих записей, например, “Cross That River” — это блюграсс джаз. Я начал больше сотрудничать с другими потому, что в последние годы концентрировался только на том, что делаю сам. Теперь ситуация стабильнее. Наша компания может немного расшириться и пригласить в бар и других людей.

 

Вообще нужна еще компания звукозаписи? Как ты говорил — интернет всюду. Ты можешь разместить музыку онлайн и ждать, когда ее кто-нибудь купит в Австралии или Японии.

 

Сейчас это серая зона. Все выжидают. Компании звукозаписи, музыканты, люди, контролирующие интернет. Это стадия хаоса. На стриминге “Spotify” и тому подобных вещах большие деньги пока не заработаны. Они хотят это изменить. Сейчас музыканты стараются собирать деньги через обычных людей, из независимых источников. У них большая база фанов в фейсбуке, рассылаются сообщения о том, когда будет выступление и какое. Не знаю, куда это приведет, потому что сейчас большой ажиотаж. Почему артисты, музыку которых скачивают миллионы людей, получают только пенни? Это то, что сейчас происходит. Думаю, в ближайшие три года мы получим ответ на вопрос, куда двигаться дальше.

 

Говорят, что сейчас растет популярность двух вещей — скачивания из интернета и записей на виниле. Ты тоже чувствуешь новую эру винила?

 

Я приятно поражен возрождением виниловых записей. В виниле есть стиль. И качество звука немного естественнее. Но у тебя должна быть хорошая аудиосистема, на которой это слушать. Это круто, когда у тебя есть свой винил,  по-моему, молодые к нему возвращаются. Появились даже магазины записей, где продают только винил. И многие артисты выделяют часть бюджета на издание виниловой пластинки, хотя это по-прежнему дорого.

     

В этом есть стиль. Если представить записи Нэта Кинг Коула, то одно дело — пить пиво и слушать его со “Spotify”, другое — наслаждаться каким-нибудь медленным напитком и слушать Кинг Коула на пластинке, которая крутится перед твоими глазами. Это эффект камина, даже похожий на медитацию!    

 

Верно подмечено! Надеюсь, музыкальные журналисты никогда не утратят способность смотреть на что-то, пока слушают музыку. Смотреть на оформление, описание на обложке, читать, что сказал артист, пока ты слушаешь то, что он создал. Надеюсь, это никогда не будет утрачено, потому что есть важная связь интерпретации музыки с тем, кто о ней пишет. В пластинке есть нечто магическое, чего нет в дигитальном. Дигитальное голо.

 

Однако по-прежнему самое лучшее — концерты. Поэтому мы будем ждать тебя с живым выступлением в Риге!

 

Точно! До встречи в Риге!


< Вернуться к новостям

Valsts kultūrkapitāla fonds Latvijas Gāze Rīgas Dome Tele2 Adverts Laima Audi Best Music