Молодое поколение латвийского джаза — «Kristīne Prauliņa & Friends»

19.05.2015


Молодое поколение латвийского джаза —  «Kristīne Prauliņa & Friends»


В первую неделю июля в Риге состоится фестиваль Rīgas Ritmi. В рамках фестиваля 2 и 3 июля пройдет программа Rīgas Ritmi Showcase, на которой латвийские исполнители представят свое творчество зарубежным музыкальным экспертам и гостям фестиваля.

 

Группа молодых музыкантов «Kristīne Prauliņa & Friends» («Кристине Праулиня и друзья») выступит 2 июля в программе Showcase, а также 4 июля в парке отдыха «Эгле». Участники группы «Kristīne Prauliņa & Friends» — это певица Кристине Праулиня, басист Рейнис Озолиньш, барабанщик Рудолфс Данкфелдс и другие музыканты.

 

Интервью с Кристине Праулиней, Рейнисом Озолиньшем и Рудолфсом Данкфелдсом:

 

В связи с Showcase первый вопрос: что представляет собой «Kristīne Prauliņa & Friends»?

 

Кристине: Во-первых — это новая оригинальная музыка, которую пишет Рейнис Озолиньш.

 

Рудолфс: Наш общий музыкальный вкус воплотился в музыке. В ее основе — композиции Рейниса и тексты Кристине, но работаем как группа, все вместе.

 

У вас есть конкретный стиль?

 

Рейнис: Соул-рок!

 

Кристине: Рейнис однажды верно подметил, что мне ближе соул, Рудолфсу — рок, а Рейнис больше добавляет блюза.

 

Рейнис: Когда мы вместе, может быть, рождается некий четвертый стиль, еще не названный конкретно.

 

Кроме вас троих, в группе ведь есть еще музыканты?

 

Кристине: Состав довольно большой, нас на сцене примерно десять человек.

 

Остальные участники выступают как исполнители или тоже участвуют в творческом процессе?

 

Рейнис: Каждый, кто приходит, может добавить что-то свое. Так бывает часто, и это хорошо. Человек играет что-то не потому, что я так хочу, а потому, что ему самому хочется. Нет задачи подчеркивать, что кто-то из нас — единственный настоящий автор. Цель — хорошая музыка.

 

Когда вы выступаете — это джем-сейшен или все заранее расставлено по полочкам?

 

Рейнис: Зависит от произведения. Мы практиковали оба подхода. Есть очень конкретные произведения, над которыми мы работали. Их репетировали и аранжировали. Но есть вещи, рожденные именно в атмосфере джем-сейшена.

 

Showcase предоставляет для выступления примерно полчаса. Вы будете делать программу с неожиданными яркими импровизациями или наоборот — продумав единый стиль?    

 

Рудолфс: Кое-что пересмотрим, чтобы уложиться в формат, но хочется создать музыкальный рассказ в стиле нашего выступления на финальном концерте конкурса Riga Jazz Stage.

 

Рейнис: Также непременно будут свежие идеи, новая музыка, другие краски. Мы не хотим себя загнать в какие-то рамки и ограничить, мы следуем за внутренним голосом. Но, если будем смешивать стили, то возникнет некая импровизация джаза, а также блюз, соул, рок... Трудно предугадать заранее — какое посещает настроение, то и пишу.

 

Это совершенно новый проект или вы уже исполняли музыку вместе в группе под названием «Kristīne Prauliņa & Friends»?

 

Кристине: Это временное название.

 

Рейнис: Примерно два года был дуэт.

 

Рудолфс: Бас плюс барабан, но потом поняли, что получается не так ярко, как хотелось бы. Начали искать другие краски.

 

 

Значит, пригласили Кристине, и тогда группа получила свое нынешнее название. После Showcase продолжите работать вместе? Может быть, запишете альбом?

 

Рейнис: Да, планируем запись.

 

Где вас еще можно увидеть и услышать, кроме Showcase?

 

Выступим на фестивале Rīgas Ritmi 4 июля вечером в парке отдыха «Эгле». Ну а после — на знаменитых мировых фестивалях! (Смеется)

 

Конечно, на Showcase вы будете замечены и получите приглашения!

 

Рейнис: Время покажет.

 

Вы работаете в жанре, в котором принято создавать различные проекты, а не музицировать вместе как рок-группа. Рейнис и Рудолфс, например, участники группы «Jāņa Ruņģa Klātbūtne», которая также выступит на Showcase. То есть в рамках Showcase придется переключаться. Это для вас легко и естественно или все-таки надо подготовиться?

 

Рудолфс: Для меня это органично, потому что я одинаково люблю музыку Яниса Рунгиса и Кристине Праулини. Это та музыка, которую мне больше всего нравится исполнять, в ней я чувствую себя лучше всего.

 

Рейнис: У меня точно также. Обе группы хорошо сочетаются друг с другом.

 

И нет речи о конкуренции?

 

Рудолфс: Абсолютно нет. Это слово неуместно.

 

Кристине, твое имя стоит на первом месте в этом проекте, ты его воспринимаешь как свой проект и поэтому стремишься максимально много вложить в него от себя, выразить себя?

 

Кристине: Конечно! Это первый проект, в котором я могу действительно полностью выразить себя. Везде, где участвовала до сих пор, я чувствовала себя исполнительницей, интерпретатором. А здесь мои тексты и музыка Рейниса, с которым всегда ощущала духовное родство. Это совершенно особый проект, и я действительно хочу, чтобы на нем стояло мое имя. Могу с уверенностью встать и сказать: это я!

 

Тексты у вас на английском или латышском?

 

Кристине: На английском.

 

Лучше звучит?

 

Кристине: Не знаю, лучше ли. Но сейчас я так себя выражаю. Думаю, со временем смогу писать и на латышском, что кажется труднее. Возможно, английский кажется более органичным исполняемой нами музыке.

 

Что тебе и этому проекту дала победа на Riga Jazz Stage 2014?

 

Кристине: Мне лично — уверенность. Без нее я бы не сказала Рейнису: «Напиши для меня музыку!»

 

Рейнис: Идеи и мысли о сотрудничестве появились уже до конкурса. А он, наверное, прибавил сил Кристине. И, конечно, нашей группе — дополнительную узнаваемость. Присоединяюсь к Кристине, для меня это тоже очень сильное чувство — сопричастности нашему делу, так как я пишу музыку, выражая в ней свои личные переживания. Многие композиции были созданы очень давно, и, благодаря Кристине и Рудолфсу, нашей созвучной музыкальной химии, нам вместе удается создать нечто такое, что мы с радостью хотим дарить и показывать людям.

 

Кристине: Так все вместе и срослось. Для меня это был важный шаг.

 

Это была не первая твоя победа, ты победила также на конкурсе вокала Ghetto Games?

 

Кристине: Да, однажды там был конкурс вокалистов, и я победила. Был шанс доказать себе, что ты можешь это сделать. Не победить другого, а преодолеть волнение и привнести на сцену какое-то свое послание.

 

Некоторым музыкантам вообще не нравятся конкурсы, они считают, что нельзя на них оценивать искусство.

 

Кристине: Вполне согласна, но в то же время — это очень полезный опыт, если его воспринимать здраво.

 

Рейнис: На мой взгляд, конкурсы надо воспринимать как фестивали — просто прийти и хорошо сыграть.

 

Кристине: Я в первую очередь конкурс воспринимаю как вызов. Мне нравится спорт, во мне есть спортивный дух, стремление преодолеть себя.

 

Хотелось бы услышать краткое CV каждого из вас. Расскажите, пожалуйста, о вашем образовании и других проектах. Кристине?

 

Кристине: У меня просто среднее образование без музыкального уклона. В 12 лет я начала петь в хоре госпел, а также интересоваться музыкой. Полюбила весь этот мир, продолжаю в нем петь. Четыре года назад меня очень заинтересовал джаз, я начала ходить на концерты, джемы, смотрела на этих ребят и думала: «О, это же просто великолепно!»

 

Бывала на мастер-классах Rīgas Ritmi?

 

Кристине: Да, но маловато. Но постепенно начала выступать вместе с музыкантами.

 

В прошлом году ты записала альбом «Черное с белым» («Melns ar baltu») вместе с Раймондом Паулсом.

 

Кристине: Да, был и такой опыт. Начала также петь вместе с биг-бендом Латвийского радио. Так все потихоньку развивается.

 

Скорее стремительно! Рейнис?

 

Рейнис: Сначала изучал академическую музыку — скрипку и контрабас. Затем учился в школе Домского собора на отделении современных ритмов. Мы были первым экспериментальным выпуском. Там занимался бас-гитарой. Потом стал играть на джазовом контрабасе в Латвийской музыкальной академии и участвовал в различных проектах. Примерно 5 лет играл в «Latvian Blues Band». Теперь выступаю с различными джазовыми составами, есть другие долгосрочные и краткосрочные проекты. Время от времени пишу музыку для какого-нибудь спектакля.

 

Что тебе нравится больше — бас-гитара или контрабас?

 

Рейнис: Оба инструмента, я их не делю, ведь каждый выдает что-то свое. В этом проекте — бас-гитара. Мне нравится сочинять и на гитаре, и на фортепиано. Есть произведения, где я играю на гитаре.

 

Рудолфс?

 

Рудолфс: Я — выпускник Хоровой школы Домского собора и отделения джаза Латвийской музыкальной академии. Играю на барабане примерно с 13 лет, и мне всегда везло выступать с прекрасными вокалистами. С Даумантсом Калныньшем, Кристине Праулиней, Доном. Честь для меня, потому что считаю этих вокалистов действительно сильными музыкантами. Ценю и то, что эти вокалисты приглашают именно меня как барабанщика.

 

Правда ли, что в составе музыкантов главным является барабанщик, он —  как сердце?

 

Рудолфс: В значительной мере, да. Может, звучит нескромно, но есть многие вещи, которые на моих плечах.

  

Рейнис: Барабанщик может заставить группу звучать лучше или хуже. Он —  один из тех важнейших людей, от которых многое зависит.

 

Вы вместе — представители молодого поколения латвийского джаза. Вам нравится такое определение?

 

Кристине: Мне уже это режет слух, какая я джазистка? Скорее всего, чувствую себя энтузиастом этой музыки, мне она просто очень нравится. Но вот эти ребята именно такие.

 

Идти на ваш концерт в программе Showcase, ожидая чего-то конкретного, или лучше с полной тишиной в голове?

 

Рейнис: Лучше идти с открытым сердцем!

 

Кристине: Да, это важнее.

 

Рудолфс: И любовью!


< Вернуться к новостям

Valsts kultūrkapitāla fonds Latvijas Gāze Rīgas Dome Tele2 Adverts Laima Audi Best Music